При цитировании использовать Оганесян С.С. – Традиционные религии России (словарь-справочник) – М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2017. – 218 с. Скачать по ссылке.
Целью данного словаря-справочника является разъяснение сотрудникам УИС России наиболее употребительных в религиях, традиционных для нашей страны, понятий, терминов и терминологизированных словосочетаний. К традиционным же для России религиям, как известно, принято относить христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Разумеется, при той широчайшей доступности для современного человека информации по самым разнообразным аспектам религиозного существования человечества в разных частях света и в различных эпохах как будто становится бессмысленным создание очередного словаря-справочника религиозных терминов и понятий. Однако особенностью данного словаря-справочника является, прежде всего, то, что в нем не только показывается фундаментальная мировоззренческая общность самых распространенных в нашем государстве Священных Писаний, но и сами религии, которые сформировались на их основе, рассматриваются с позиций ментальности современного научно образованного человека, каковыми в своем подавляющем большинстве являются сотрудники УИС России. Более того, они рассматриваются с позиций людей, проживающих в светских государствах с законодательной системой, которая является плодом их интеллектуального творчества, а не представлена как ниспосланная и представленная в Священных Писаниях «извне» некоей «Высшей Силой», «Вселенским Разумом» и т.д.
Именно такой подход к религиям и к Священным Писаниям, как убедительно показывает практика, позволяет эффективно противостоять таким крайне деструктивным для современного мира явлениям, как религиозный экстремизм и терроризм. Именно он востребован современным миром с его интенсивными интеграционными процессами, охватившими своим влиянием практически все страны и народы мира во всех сферах жизнедеятельности людей.
Не секрет, что сегодня не только сталкиваются и притираются между собой представители самых раличных этносов и народов с разными верованиями, мировосприятием и сложившимися традициями и обычаями быта, но и формируется принципиально новый тип человека, который не ограничен, как в недавнем прошлом, строгими рамками ментальных стереотипов семьи, рода, этноса и государства. Ибо, проживая в едином государстве, граждане, по своему происхождению принадлежащие к разным этносам и, как они полагают, к разным исповеданиям, соблюдают не только единую и общую для всех законодательную систему. Но они отмечают также единые общегосударственные праздники и знаменательные даты, т.е. то, что до недавнего времени предопределялалось религиозными основами бытия каждого этноса и народа.
Словарь-справочник построен в традиционной для подобных произведений форме: словарные статьи расположены в строго алфавитном порядке с указанием (там, где возможно и необходимо) происхождения поясняемых лексических единиц, а также их прямого и переносного значения. Причем объем словарных статей различен, поскольку находится в прямой зависимости от актуальности того или иного слова для противодействия экстремизму и терроризму, и формированию веротерпимости. Известно, например, что Ганджур и другие буддийские тексты несравнимо более терпимы к духовным воззрениям людей, чем тексты Священных Писаний единобожия (Торы, Нового Завета и Корана) и поэтому не представляют той актуальности для сотрудников УИС, как термины и понятия единобожия (прежде всего, Корана и ислама). Кроме того, поскольку данный словарь-справочник предназначен, прежде всего, для сотрудников УИС, то в нем помимо религиозных представлены также общественно-политические термины, которые так или иначе связаны с религиозным экстремизмом и терроризмом и входят в терминологическую базу соотвествующих законодательных актов.
Словарь содержит около 600 слов и терминологизированных словосочетаний.