Москва
2001
УДК 291
ББК86.2
А17
Абу Саят(псевдоним Оганесян СС )
А17 Мусульмане и христиане: друзья или недруги?
.М.: Издательство «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований , 2001 .-32 с.
На основании анализа текстов Священных Писаний показывается единство духовных заповедей и законов , ниспосланных от Единого Бога иудеям , христианам и магометанам ( мусульманам ).Адресовано всем , кто интересуется вопросами религии , философии , культурологи, кто в поисках духовных ценностей хочет встать на путь истины .
ББК86.2
ISBN:5-89221-031-6 Академия гуманитарных исследований , 2001
Нередко приходится слышать, что Всевышний устами Мухаммеда завещал мусульманам не брать «себе в друзья и покровители» ни иудеев, ни христиан. Можно было бы не обращать внимания на эти слова, если бы не спекуляции вокруг них, вплоть до призыва к борьбе с неверными.
Оставив в стороне причины, побуждающие говорить и писать подобное, давайте обратимся к самому Корану и попытаемся выяснить правдивость этого мнения.
Да, действительно, в Великой Книге, ниспосланной через пророка Мухаммеда арабам, есть следующие слова:
«51.О вы, кто верует!
Себе в друзья и покровители вы не берите
Ни иудеев, ни христиан.
Они – друзья один другому.
А тот из вас, кто их берёт в друзья,
Тот сам – из их числа.
Господь, поистине, не станет направлять
Тех, кто (Его пределы) преступает». (Сура 5)
Вышеприведенные строки, как — будто не оставляют и тени сомнения в правоте тех, кто отрицает возможность какой-либо дружбы между иудеями, христианами и магометанами. Но давайте вчитаемся в иные строки Священного Корана, которые мы неоднократно напоминали в других наших работах:
«68. Скажи: « О люди Книги!
Ничто (на сей земле) не станет вам опорой,
Пока вы твердо не последуете Торе, Евангелию
И тому, что вам ниспослано (сейчас) от вашего Владыки!».
Но что тебе нисходит свыше от Владыки
У большинства из них лишь множит
Упрямое неверие и богохульство.
69. Тех, кто уверовал (в Коран),
И тех, кто следует иудаизму
И назореи, и сабеи,
Всех тех, кто уверовал в Господа и в Судный День,
И (на земле) творит добро,
Ждёт щедрая награда у Аллаха,
На них не ляжет страх
Печаль не отягчит». (Сура 5).
Таким образом, с одной стороны, в Великой Книге говорится, что Господь «не станет направлять тех, кто Его пределы преступает», беря себе «в друзья и покровители иудеев и христиан», а, с другой — утверждается, что, «…тех, кто следует иудаизму и назореи (т.е. христиане – С.О.), и сабеи, всех тех, кто уверовал в Господа и в Судный День и (на земле) творит добро ждёт щедрая награда у Аллаха».
Неужели в Священном Коране, ниспосланном Всевышним через пророка Мухаммеда, могут существовать противоречивые, взаимоисключающие суждения!
Нет, никакого противоречия в Коране не существует.
Для того, чтобы правильно понять вышеприведенный 51 айят 5 Суры, надо, во-первых, не забывать, какому народу (точнее этносу) было ниспослано Божье Откровение.
Во — вторых, надо знать: существовали ли в среде этноса, которому был ниспослан Коран, люди, которые ранее были обращены в иудейство и христианство, стойко исповедовали названные вероучения и потому отвергали вероустав, переданный через Мухаммеда.
В-третьих, надо учитывать, как относились к иным вероуставам и этносам духовные последователи Авраама (Ибрагима), Моисея ( Мусы) и Иисуса (Исы), да и сами посланцы-пророки Всевышнего.
Последовательно рассмотрим названные обстоятельства.
Начнем с того, кому (какому именно народу) и на каком языке была ниспослана Великая Книга
Как известно, Священный Коран, был ниспослан пророку Мухаммеду для его собственного народа, т.е. для арабов.
Этот общеизвестный факт, к великому сожалению, очень часто забывается как некоторыми священнослужителями, так и простыми верующими. Хотя в самом Коране об этом очень важном факте говорится много раз. Напомним лишь некоторые строки Великой Книги, посвященные этому:
«156. И что б не говорили вы, что:
«Книга послана до нас лишь двум народам
И мы в неведении полном находились
Об их учениях (касательно сей Книги),
Затем, как их язык неведом был для нас,
И жизненный уклад от нашего разнился».
(Сура 6).
«2.Сие ниспослано Всемилостивым и Милосердным!
3.(Святая) Книга, стихи которой разъяснены
Коран арабский для людей, которые внимают
(Сура 41).
« 44. Но если б ниспослали Мы Коран не на арабском,
Они б воскликнули:
«Где толкование его стихов?
Ужель сие не на арабском
А излагается арабом?». (Сура 19).
Здесь вполне уместно напомнить, что и в Новом завете, в частности, в «Деяниях Святых Апостолов» особо описывается, как Бог «излил из Духа Своего» на своих посланников, одарив каждого из них языком того народа, которому надлежит «провещевать».
Этот библейский факт, кстати, не следует забывать тем, кто запрещает переводить Коран с арабского на другие языки.
Ибо, хорошо известно, что именно в языке наиболее полно отражается дух народа, его мировосприятие и миропонимание, его жизненный уклад и традиции, именно через родной язык лежит прямой и наиболее короткий путь к уму, сердцу и душам людей.
Обратим внимание на то, как точно перекликаются между собой два Священных Писания, ниспосланные от Единого Бога.
В Коране сказано:
«4. И ни один посланник не был послан Нами,
Кто не владел бы языком своих людей,
Что б он мог им ясно говорить о сути». (Сура 14).
А вот строки из «Деяний Святых Апостолов», посвящённых этому вопросу:
«При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящим его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божьих? И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? <…>Но это есть предречённое пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать < …> Слышавши это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». ( Деян. 2: 1-12, 16-18, 37-41).
Помимо чуда, связанного с тем, что Апостолы «начали говорить на иных языках, как Дух им давал провещевать», ваше внимание, очевидно, привлекло также то, что в приведенном отрывке из «Нового завета» вполне конкретно упоминаются и египтяне, ливийцы и аравитяне.
Нельзя не заметить и специально выделенные нами строки о том, как относился Апостол Пётр, будучи израильтянином, к своим соплеменникам, называя их «родом развращённым» и призывая внимающих словам его спасаться «от рода сего».
(Заметим, что все те места Священных Посланий, на которые мы хотим обратить особое внимание читателей, и впредь будут нами выделяться специально).
Хорошо известно, с каким трудом каждый новый вероустав, ниспосылаемый Всевышним, пробивал себе дорогу к очерствевшим сердцам людей. Не каждому был дан путь в «Царство Небесное». Именно об этом с горечью говорил Иисус:
«…потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Мф. 7:13,14).
Итак, из обширных цитат, приведенных нами из Нового Завета, совершённо ясно видно, что в нём, во-первых, как и в Коране, утверждается, что к каждому народу был послан свой пророк, который при этом обязательно владел языком людей, наставляемых на истинный путь.
Во-вторых, и это особенно важно для рассматриваемого вопроса, что среди тех, кто внимал Апостолам Иисуса были люди разных этносов (народов), в том числе, как свидетельствует не только Евангелие, но и многочисленные исторические источники, находились и потомки Авраама – арабы.
В начале первого тысячелетия нового летоисчисления арабы были и среди тех, кто исповедовал иудаизм, они были и среди воспринявших и последовавших за Учением Иисуса. Не секрет, что с тех далёких времён и по сей день часть арабов неукоснительно придерживается Учения Христа.
И, наконец, в-третьих, ясно видно, насколько уничижительным было отношение одного из самых почитаемых Апостолов к своему собственному народу, отвергшему Учение Иисуса.
Чтобы понять, насколько важны были для посланников-пророков Всевышнего духовные связи между людьми, а не родственные, вспомним «наибольшую заповедь в законе», повторенную Иисусом вслед за Моисеем и другими пророками:
«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22:36-39 ).
А насколько важны и значимы были духовные сторонники вероучений (т.е. братья по Духу), ниспосланных Всевышним, даже по сравнению с близкими родственниками, говорят следующие строки Евангелия:
«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя, и братья твои и сёстры твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь». (Мк. 3:31-35).
Приведём ещё несколько айятов из Корана, которые, вне всякого сомнения, помогут отбросить малейшие подозрения в противоречивости Великой Книги, ибо они посвящены все тому же вопросу, из какой среды мусульманину не следует брать себе друзей.
Но прежде чем привести эти стихи, просим обратить особое внимание на то, что в первых четырёх строках 57 айята даётся общая установка, которая в последующих строках и последующих айятах конкретизируется на примерах людей, с которыми не следует дружить. Отметим также, что уважаемый переводчик Корана с арабского языка на русский (В. М. Порохова), великолепно владея стилистикой и пунктуацией русского языка, совершенно правильно перед уточнением поставила двоеточие.
« 57.О вы, кто верует!
Себе в друзья вы не берите тех,
Которые на вашу веру смотрят
Как на забаву и насмешку:
Ни тех, кому было дано Писание до вас,
Ни тех, которые не верят, —
Страшитесь Господа
Коль веруете вы!
58. Когда звучит ваш зов к молитве,
Они его в забаву и насмешку обращают,
И это потому, что сей народ
Лишен любого разуменья.
- (Ты им) скажи: « О люди Книги!
Ужель вы недовольны нами
Лишь потому, что в Бога верим мы,
И в откровение, что нам ниспослано Всевышним.
И в то, что послано до нас, —
А может, потому,
Что большинство из вас (пред Богом) преступает? ».
(Сура 5).
И всякие сомнения в отношении того, что Коран строго разграничивает людей Святого Писания, т.е. Торы и Евангелия, по их добрым делам и верности Богу, отпадают при чтении нижеследующих строк:
«199. Среди людей Писания (Святого)
Поистине, есть те, кто в Господа уверил,
И верит в то, что вам ниспослано и им,
В смирении, склонившись перед Богом,
За мизерную плату (благ земных)
Они знаменьями Аллаха не торгуют.
Для них – награда у Аллаха.
В своем расчёте Он не медлит». (Сура 3).
В этом айяте заключена и другая величайшая мысль, которая и сегодня не менее актуальна, чем для глубокой древности: в соответствии с жизненным укладом Единый Бог ниспосылает каждому народу «свой обряд поклоненья» и свой «вероустав».
Именно поэтому Единый Бог предупреждает не только арабов, но и другие народы, последовавшие за вероуставом, переданным через Мухаммеда, о необходимости верить: «в то, что вам ниспослано и им».
Эту Божественную мысль следует не забывать ни православным, ни католикам, ни суннитам, ни шиитам, ни многим другим, исповедующим Единого Бога, с тем, чтобы не навязывать свой вероустав другому «жизненному укладу».
Ибо любой вероустав, принимаемый народом, с течением времени приобретает формы, наиболее полно учитывающие особенности быта, традиций, исторически сложившейся материальной и духовной культуры народа. И никто из смертных не в силах изменить этот установленный Господом Богом закон многообразия жизненных укладов.
Обратим внимание, что даже в отношении язычников в Коране сказано:
«67.Установили Мы для каждого народа
Свои обряды поклоненья,
Что надлежит им выполнять.
И пусть они по этому вопросу
С тобою в споры не вступают, —
Но всё же к Богу твоему их призывай,
Ведь ты, поистине, на праведном пути.
68.Если они с тобою препираться станут,
Скажи: «Известно лучше Господу,
Что делаете вы.
69. В день воскресения (на Суд)
Аллах рассудит вас касательно того,
В чём вы так часто расходились». (Сура 22)
Таким образом, процитированные выше отрывки ещё раз и более чем убедительно показывают, что предостережение Всевышнего относительно дружбы с «христианами и иудеями» касается представителей этноса самого пророка Мухаммеда, ибо по поводу народов, исповедующим иудаизм и христианство по Божьему провидению, пророк говорит особо, призывая сторонится дружбы только с теми из них, которые на вероустав, ниспосланный арабам смотрят «как на забаву и насмешку».
К великому сожалению, надо признать, что и до сегодняшнего дня не малое число людей, называющих себя иудеями и христианами, лишь понаслышке зная об исламе, нередко вслед за своими не очень грамотными духовными наставниками, считают последователей пророка Мухаммеда приверженцами «лжеучения».
И это несмотря на то, что вероучение ислама утвердило себя более полутора тысяч лет назад и свыше миллиарда людей планеты избрали ислам духовной основой своего земного существования.
Здесь весьма, кстати, напомнить слова фарисея Гамалиила, сказанные им на синедрионе:
«И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками». (Деян. 5:38,39).
Впрочем, обвиняют друг друга в неправедности (с момента возникновения вероучения Иисуса) не только иудеи и христиане, но и представители различных течений внутри каждого из вероучений.
И еще один факт следует упомянуть особо. В Коране четко говорится – « в друзья себе не берите ни иудеев, ни христиан», но не говорится израильтян (или как чаще употребляется в Коране «сынов Исраиля»). Не сказано в нём ни об эллинах, ни о других народах, которые к моменту появления Великого Писания давно уже пошли вслед за учением Иисуса Христа и которые, вне всякого сомнения, были известны арабам. Ибо речь, идет не о принадлежности к этносу, а к вероучению, или как говорится в Коране – «к вероуставу».
Если внимательно читать Божье Откровение, данное Мухаммеду, не выхватывая из него отдельные строки, то нельзя не видеть, что Коран с нескрываемым уважением относится к «обладателям Евангелия». Чтобы убедиться в этом, предлагаем вчитаться в нижеследующие строки, в которых христиане названы верными Единому Богу:
«46.По их следам отправили Мы Ису,
Сына Марйам,
Чтоб истинность Закона утвердить,
Что был ниспослан до него.
Ему Евангелие Мы послали,
В котором правый путь и свет,
И подтверждение того,
Что до него ниспослано в Законе.
И правый путь и увещевание (для верных),
Которые страшатся Бога.
47.Пусть обладатели Евангелия судят по тому,
Что в нём Господь им ниспослал,
А те, кто суд вершит не потому,
Что им низвёл Господь,
Те – возмутители (Господнего порядка)». (Сура 5).
Более того, устами Мухаммеда Всевышний утверждает, что Иисус и Мать Его Мария являются «знамением для всех миров»:
«91. И ту, что сохранила девственную (плоть)
И Мы от духа Нашего в неё вдохнули,
И сделали её и её сына
Знамением для всех миров.
92.Поистине, сей ваш вероустав –
Одно – единое установление (Господне),
И Я – один – единый ваш Господь, —
Так поклоняйтесь (только) Мне!
93.(Не вняли этому Завету их потомки)
И в это дело разделение внесли на толки меж собой.
(Ну что ж!) Им к Нам всем предстоит вернуться
94. Кто добрые дела творит,
И (в Господа) при этом верит.
Усердие того отвергнуто не будет, —
Запишем Мы его ему (на пользу) » (Сура 21).
Таким образом, согласно Корану, не будет отвергнуто усердие тех, кто «добрые делает творит, и (в Господа) при этом верит», а не тех, кто «разделение внесли на толки меж собой». Последним предстоит отвечать перед Всевышним.
Если вероустав, данный в Евангелии, согласно Корану, есть «установление Господне», Дева Мария и Иисус являются «знамением для всех миров», а люди, следующие за вероучением Христа, называются верными Всевышнему, то, как можно не брать себе в «друзья и покровители» истинных последователей Иисуса, творящих добрые дела, верующих в Единого Бога, и с уважением относящихся к вероуставу, данному Господом Мухаммеду?
Нельзя не сказать, что отношение пророка Мухаммеда к своим соплеменникам, принявшим христианство и иудаизм,
(т.е. иной вероустав) вполне согласуется с отношением Иисуса Христа к представителям своего народа, отступившим от заповедей Творца, а также к людям, исповедующим иные духовные воззрения.
Напомним лишь один эпизод из мессианской деятельности Иисуса:
«И отправившись оттуда, пришел в приделы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нём женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и пришедши припала к ногам Его; женщина то была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из её дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери». (Мк. 7:24-29).
Таким образом, даже Иисус, пока не выполнил полностью своей миссии перед «заблудшими овцами дома Израилева», отвергал приобщение к своему вероучению представителей иных этносов. Но и обращаясь к соплеменникам — иудеям Он говорил:
«Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи <…> Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога». (Ин. 8:44,47).
Но эти жесткие, нелицеприятные слова, сказанные Иисусом представителям своего народа, не остановили его от осознанного самопожертвования во имя спасения душ избранного Богом народа, к которым Он был послан Всевышним в первую очередь.
Тем же, кто не знает, скажем, что даже к язычникам вероучение, ниспосланное через Коран, более снисходительно, чем многие другие так называемые «мировые религии». Вчитайтесь, как, обращаясь к Мухаммеду, Всевышний внушает ему:
«99. И если б твой Господь желал того,
То все до одного, что на земле,
Уверовали бы в Бога,
Так неужели ты (о, Мухаммед!)
Способен вынудить людей
Принять Господню веру». (Сура 10).
Благородная снисходительность к язычникам звучит и в других Сурах и айятах Великой Книги:
«1. Скажи: «О те, кто отвергает веру!
2.Молюсь я не тому,
Кому несёте вы свои молитвы.
3. И вы молитвы свои шлете не тому,
Кому молюся я.
4.И я не стану поклоняться тем,
Кого вы выбрали себе для поклоненья.
5. И вы не станете молитвы совершать тому,
кому молюся я.
6. Несите же ответ за вашу веру,
А за мою отвечу я пред Ним» (Сура 109).
Ещё одна чрезвычайно важная мысль, связанная со взаимоотношениями мусульман с иудеями и христианами, заключена в нижеследующих строках Священной Книги:
«113. И иудеи говорят: «У христиан основы нет».
И говорят христиане: « Основы иудеи не имеют»,
Хотя читают ту же Книгу.
Подобно этим же словам звучат и речи тех,
Которые (пока) не разумеют.
Но в Судный день поистине Господь
Все споры между ними разрешит». (Сура 2).
Таким образом, только и только Господь Бог Своим Судом имеет право окончательно и бесповоротно решать вопрос о духовной праведности как людей, так и целых народов, и никто более. Это обязан помнить каждый истинный мусульманин, равно как иудей и христианин.
Это установление Священной Книги обязан знать человек любого другого вероисповедания, чтобы не измышлять небылиц об агрессивности исламского «вероустава».
Великий Коран обязывает быть миролюбивыми даже с язычниками, запрещая тем самым притеснять явных духовных недругов Единого Бога:
« 94.О вы, кто верует,
Коль по пути Господнему отправитесь вы в поход,
Предусмотрительно себя ведите, —
Тому, кто с миром встретит вас в пути
Не говорите: «Ты – неверный», желая завладеть
Случайным (благом) ближней жизни, —
У Бога – изобилие добра (для вас) и благ.
Вы раньше были таковы,
Пока вас не помиловал Господь.
А потому предусмотрительными будьте,
Известны Господу деянья ваши». (Сура 4).
Теперь, после всего вышесказанного, скажите сами — как должен был относиться пророк Мухаммед, посланный к своему народу в качестве наставника и «свидетеля» перед Богом, к тем его представителям, которые отвергают Божье Откровение, наиболее полно учитывающее особенности жизненного уклада собственного этноса? Естественно, резко отрицательно. Но избирательность к человеческим душам, благорасположение к добрым и созидательным словам и делам людей, которые были заложены Господом в Тору и Евангелие, в равной мере переданы и Корану.
И в завершение темы о «друзьях и недругах» мусульман бы хотели ещё и ещё раз напомнить, что пока существует неповторимое своеобразие в жизненном укладе каждого народа, пока существует самобытная духовная культура человеческих
общин, всегда будут находиться «личности», которые, пользуясь неосведомлённостью людей об истинных духовных ценностях, ниспосланных Единым Господом миров, отнюдь не с созидательными целями будут выхватывать отдельные отрывки из Великих Книг для провоцирования раздоров и расколов между людьми и народами.
И потому, стойко защищая истинные духовные ценности всего человечества и своеобразие духовной культуры каждого народа, важно не забывать слова, обращённые Всевышним к каждому из нас:
«34. Добро и зло не могут быть равны,
Так оттолкни же зло добром,
И тот, кто ненависть к тебе питает
В родного друга обратиться.
35. И не даровано сей чести никому,
Помимо тех, кто с отрешением терпел.
И не даровано сей чести никому,
Помимо обладателей великой доли.
36. И если Сатана ко злу тебя склоняет
Ищи спасения у Бога.
Ведь Он один Всеведущ и Всесущ!» (Коран. Сура 41).
Все великие религии мира потому и велики, что основаны на Божественных идеях добра и созидания.
В работе использованы:
1) Библия (книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические). Издание Миссионерского общества. «Новая жизнь — Советский Союз», 1991 г.;
2) Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. Главный редактор доктор Мухаммад Саид Аль Роша.1997 г.
Популярное просветительское издание
Мусульмане и христиане: друзья или недруги?
Абу Саят
Работа издана в авторской редакции
Изд.лиц.ЛР№064429 от 01.02.96г.
Издательство «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований
Сдано в набор 22.12.2000подписано в печать 16.01.2001
Формат 60 х 84/32.Бумага офсетная .гарнитура «Таймс».
Усл.печ,л.1.тираж 1500 экз. Заказ №1430
Отпечатано в ГУП «Типография комитета РФ по торговле»
ВСЕ ПРАВА НА ИЗДАНИЕ , включая допечатки тиража , любое репродуцирование и хранение в памяти ЭВМ сохраняются за автором .