ГУМАНИТАРИЙ
Москва
2001
УДК 291
ББК86.2
А17
С.Айри (псевдоним Оганесян СС )
А17 Миф о религиозном экстремизме Корана.
Тора, Евангелие и Коран о вероотступниках и иноверцах .М.: Издательство «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований , 2001 .-76с.
На основании анализа текстов Священных Писаний показывается единство духовных заповедей и законов , ниспосланных от Единого Бога иудеям , христианам и магометанам ( мусульманам ).Адресовано всем , кто интересуется вопросами религии , философии , культурологи, кто в поисках духовных ценностей хочет встать на путь истины .
ISBN:5-89221-031-6 Академия гуманитарных исследований , 2001
Введение.
Все, что будет изложено ниже, ни в коей мере не претендует на то, чтобы внушить читателю мысль об исключительном миролюбии одной из самых массовых религий современности – Исламе. Ибо тот, кто хоть мало-мальски знаком с духовными ценностями человечества, знает и понимает — все великие религии мира потому и велики, что основаны на Божественных идеях добра и созидания.
Данной работой мы не оставляем без ответа заявления и действия двух на первый взгляд противоборствующих, а на самом деле тесно связанных между собой «группировок». К одной относятся те, кто всеми силами пытается очернить ислам в глазах мировой общественности, рассказывая о нём всякие небылицы. А к другой — те, кто под лозунгом чистоты веры беззастенчиво искажает её суть, насаждая рознь и вражду как между разными религиями, так и между различными течениями внутри каждого из вероисповеданий.
И те и другие настолько же далеки от Бога, насколько близки к Сатане. В погоне за властью и деньгами они неминуемо становятся идолопоклонниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В своих отвратительных деяниях они умело пользуются незнанием значительной части населения истоков и основ религии собственного народа, не говоря уже о вероисповедании других.
Именно массовая религиозная безграмотность – та благодатная почва, на которой взращиваются самые отвратительные и абсолютно бездуховные явления, которые сегодня именуются абсурдным по своей сути словосочетанием –«религиозный экстремизм».
Принцип – разделяй и властвуй, стар так же, как и сам мир. Но во все времена этот принцип оказывался бессильным, когда ему противопоставляли правду и стойкость духа народов.
А правда в том, что никакого исламского фундаментализма, везде и всюду с помощью крайних мер, насаждающего свои ценности, нет, и не может быть по определению. Ибо ислам означает преданность, покорность Богу и только Богу, покорность Его воле, выраженной в заповедях, установлениях и законах.
Поясним неосведомлённому читателю, что мусульманами (муслимами) считаются те, кто подчиняется воле Бога, кто выражают покорность Единому Богу Авраама (Ибрагима), Якова (Якуба), Исаака (Ицхака), Моисеея ( Моше, Мусы), Иисуса (Исы) Христа, то есть Единому Богу для людей, считающих себя иудеями, христианами и магометанами (мусульманами).
И скажем также, что Коран, ниспосланный в начале YII века нашей эры Всевышним на арабском языке через араба- пророка Мухаммеда для наставления в истинной вере язычников-арабов («с учётом их жизненного уклада»), так же как учение Иисуса Христа основывается на заповедях и законах, данных Всесильным Моисею.
Именно поэтому Коран считает Авраама, Исаака, Якова, Моисея, Иоанна, Иисуса действительными пророками Всевышнего и правоверными мусульманами, а Тору и Евангелие — Священными Книгами, ниспосланными Богом с помощью Моисея и Иисуса для «их народов».
И потому не случайно Коран признаёт истинность исторической личности Иисуса, рождённого от Духа Святого Девой Марией (Марйям) и посланного Всевышним для спасения «заблудших овец дома Израилева».
И, наконец, тот, кто действительно внимательно читал Великую Книгу знает, что под «неверными» Богу в Коране понимаются, прежде всего, язычники-идолопоклонники, но ни в коем случае не верные заветам Бога иудеи и христиане.
Не пересказывая далее широко известных фактов о тесной взаимосвязи Торы, Евангелия и Корана, ниспосланных человечеству от Единого Бога, мы, тем не менее, прежде чем перейти к изложению сути вопроса, оговорим следующее.
Во-первых, для большей объективности мы постараемся минимально пересказывать своими словами содержание трёх Великих Книг, максимально используя возможности их цитирования. Хотя и понимаем, что это в определённой степени осложняет восприятие излагаемого материала.
Во-вторых, мы будем рассматривать Священные тексты с позиций верующего человека, но вне зависимости от исторически сложившихся под влиянием множества чисто земных факторов обрядовых традиций христианских, мусульманских и иудейских общин, каждая из которых считает себя единственно истинным служителем Бога, а всех остальных – стоящими на греховном пути, ведущем к погибели.
В-третьих, мы рассчитываем на читателя, заинтересованного в достоверном изложении сути вопроса.
И, наконец, в — четвёртых, мы вполне разделяем мнение тех, кто чётко разграничивает заповеди, законы и установления, данные Господом Моисею, Иисусу и Мухаммеду, от их предвзятых толкований и действий, где по неведению, а где и по не бескорыстному умыслу отдельных «личностей», о которых говорилось выше.
К великому сожалению, в числе этих отнюдь не бескорыстных личностей нередко можно найти также неглубоких умом и душой священнослужителей, почитающих себя за истинных иудеев, христиан и мусульман.
И ещё об одном – мы будем специально выделять все те места, которые, с нашей точки зрения, представляют особую значимость для затрагиваемой темы.
Что означает слово «ислам»?
Известно, что «ислам» означает преданность и покорность единому для иудеев, христиан и магометан(мусульман) Богу.
А это значит, что только Всевышний и более никто кроме Него (ни при каких обстоятельствах и условиях), не властен над судьбами миров, народов и каждого конкретного человека. Он, всезнающий, всеобъемлющий и всесильный, одаривает Своей милостью праведных или сурово наказывает провинившихся. Это тот самый фундамент, на котором строятся все три великих вероучения, ниспосланные от Единого Бога в разные времена, через разных пророков и на разных языках.
Чтобы убедиться в этом, вспомним соответствующие строки каждой из трех Священных Книг.
В своём последнем обращении (перед кончиной) к Народу Израиля Моисей заповедует:
«/4/ Слушай, Израиль, Бог- всесильный твой, Бог один! который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства. /5/ Люби Бога, всесильного твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. /6/ И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём. /7/ И повторяй их сынам своим, и произноси их сидя в доме своём, и идя дорогою, и ложась, и вставая. /8/ И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками между глазами твоими. /9/ И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих». (Тора. Дварим 6 Ваэтханан).
Что означает Бог для действительно верующего человека, поясняет не только широко известный эпизод из Торы (переданный и в Библии и в Коране) о готовности Авраама принести в жертву Всесильному своего долгожданного сына от Сары, но и действия, предпринятые Моисеем после того, как он застал свой народ, поклоняющимся «золотому тельцу»:
«И встал Моше в воротах стана, и крикнул: « Кто за Бога – ко мне!», и собрались вокруг него левиты. И он обратился к ним: «Так сказал Бог, всесильный Израиля: пусть каждый из вас, опояшется своим мечом, пройдёт весь стан туда и обратно, от ворот и до ворот – пусть каждый убьёт брата своего, и друга своего, и близкого своего!»
И сделали левиты, как повелел Моше, и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек. И сказал Моше: «Сегодня посвятились вы для служения Богу, потому что каждый из вас показал свою готовность убить собственного сына и собственного брата по приказу Его, заслужили вы сегодня благословление». (Тора. Шмот 32 Тиса, 26-29).
На незыблемость заповедей и законов, данных Всесильным Богом Моисею, ссылается и Иисус. Внимательно вчитаемся в нижеприведённые стихи из Евангелия и запомним их. Они имеют чрезвычайно важное значение для рассматриваемой темы. На них мы будем часто ссылаться в данной работе:
«Закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благоветствуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт». (Лк 16:1617).
Ещё более определённо передаётся эта мысль Иисуса в Евангелие от Матфея:
«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». (Мф. 5:17,18).
Напомним и другие слова Иисуса о Боге:
« И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе, что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал, так поступай, и будешь жить». (Лк. 10:25-28).
А теперь давайте вчитаемся в строки, с которых открывается Коран:
«1. Во имя Аллаха,
Всемилостивого и милосердного
2.Хвала Аллаху, Господу миров.
3.Всемилостив и Милосерден Он один.
4.Дня судного один Он властелин.
5.Лишь пред Тобой колени преклоняем.
И лишь к Тебе о помощи взываем:
6. «Направь прямой стезёю нас,
7.Что ты избрал для тех,
Кто милостью Твоею одарён
Убереги нас от пути разгневавших Тебя
И тех, кто в неверии блуждают». (Сура 1)
Коран, в строгом соответствии с Торой и Евангелием, не оставляет и тени сомнения в том, что только Бог властелин всего и вся «на земле и в небе» и лишь Всевышнему решать кого одаривать Своей милостью, кто праведен, а кто грешен перед Ним:
« 129. Лишь Бог владеет всем, что на земле и в небе,
И Он один Своим желанием решит,
Кто будет Им прощён, а кто наказан,
Ведь всепрощающ Он и милосерд».
(Сура 3).
Давайте вспомним, что эту же мысль совершенно однозначно передаёт и Евангелие, повествуя о предназначении Иисуса Христа:
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ». (Ин. 3:17-19).
Таким образом, даже «единородный Сын Божий» пришёл не судить, а спасать мир, ибо конечный и Высший Суд а руках Божьих.
Коран, что вполне естественно, в своих наставлениях ссылается на те же законы и упоминает тех же пророков Всевышнего, которые имеются и которые вещают и в Торе и в Евангелие:
« 1.Восславь же имя Бога своего –
Всевышнего Хранителя и Властелина,
2.Который сотворил и соразмерил,
3. Распределил (пути) и всё направил…
9. И потому увещевай ты тех,
Кто (слушает) и пользу извлекает.
10.И увещанье это примет тот,
Кто гнева Господа страшится.
11.А отвлекутся от Него лишь те несчастные,
12. Которые войдут в Огонь великий.
13.Им там не предстоит ни жить ни умереть.
14. Восторжествуют те, кто чистоту блюдёт,
15.Кто поминает имя Бога
И лишь ему несёт молитвы.
16.Увы! Вы жизни ближней отдаёте предпочтенье.
17. Хотя последняя – и краше и длиннее.
18. Поистине, всё это – в ранних Книгах (откровений),
19. В писаниях пророка Ибрахима и пророка Мусы!». ( Сура 87).
Как видно из сказанного, любовь к Единому Богу и упование на Бога во всех без исключения жизненных ситуациях является фундаментом, на котором строятся все три вероустава, ниспосланных в Откровениях от Единого Бога.
Но если всё решает Бог и только лишь Бог, который неминуемо воздаёт каждому по его заслугам, карает «за вину отцов детей до третьего и до четвёртого поколения», то возникают два вопроса.
Первый — может ли простой смертный, например, защищая собственную жизнь, лишать жизни другого человека, или причинять каким –то образом вред здоровью или материальному благополучию обидчика?
Второй вопрос – как следует верующему человеку относится к представителям народа, которые придерживаются вероисповедания, по Божьему установлению, греховного?
Вопросы эти имеют принципиальное значение, поскольку от ответа на них зависит — можно ли считать тот или иной вероустав:
а) нетерпимым к нарушителям собственных религиозных правил и этикета;
б) непримиримым и воинственно настроенным к «нечестивцам-иноверцам».
Тора, Евангелие и Коран чётко разграничивают правила поведения верующих как внутри своего религиозного сообщества, так и во взаимоотношениях с людьми так называемых «греховных» воззрений.
Отношение Писаний к нарушителям ниспосланных
норм и правил поведения.
Вчитаемся в нижеследующие строки Торы, в которых Всесильный говорит избранному Им народу:
« Как же Мне одному носить заботы ваши, тяготы ваши и распри ваши? Выберите себе людей мудрых и знатных, и назначу их главами над вами <…> И повелел Я судьям вашим в то время, сказав: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и с пришельцем его. Не давайте никому предпочтения как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь никого, ибо Суд – в руках Всесильного, а дело, которое будет слишком трудно для вас, оставьте Мне и Я выслушаю его. И дал Я вам в то время повеление обо всех делах, которые вы должны делать». (Тора. Дварим 1 Дварим; 12, 16-18).
Таким образом, «сынам Израиля» предписано выбирать из мудрых и знатных представителей своего народа «глав», которые должны взять на себя урегулирование «забот», «тягот», «распрей», возникающих в повседневной жизни. При этом Бог ниспосылает Свои установления, по которым следует выносить решения.
(Попутно заметим, что в данном отрывке Торы содержится чрезвычайно важное указание Всевышнего — часть своих функций, связанных с существованием человечества, Бог передал самим людям. Говоря современным языком, человечество было создано Всесильным в качестве саморазвивающейся системы (или системы с внутренней регуляцией). И лишь в День, когда каждый человек (а по Корану и целый народ) предстанет перед Богом, ему лично, а не только потомкам, остающимся на земле, воздастся по всем его деяниям. (Но это тема отдельного большого разговора).
Заметим также, что установления Бога о праведном существовании, и в Торе и в Коране, представлены достаточно полно и охватывают практически все важнейшие стороны бытия человека, жившего соответственно свыше трёх и полутора тысяч лет тому назад. Кстати, заповеди и законы, данные Господом в Торе (и, соответственно, представленные в Ветхом Завете) легли в основу Гражданских Кодексов многих, в том числе и самых «цивилизованных», стран мира.
Уже в наставлении Ною, Бог внушает, как следует вести себя потомкам этого праведника, избранного для спасения из всех землян, и что будет сделано, например, с человеком, если он прольёт кровь подобного себе:
«… за насильство одного над другим взыщу человеческую жизнь. Тот, кто прольёт кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо по образу всесильного создал Он человека». (Тора. Брейшит 9 Ноах; 5,6).
Приведём ещё несколько небольших отрывков из Торы, непосредственно связанных с темой взаимоотношения людей внутри сообщества себе подобных:
«А человек, который нанесёт увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: какое увечье нанесёт он человеку, такое же должно быть нанесено ему. И убивший скотину должен заплатить за неё, а убивший человека смерти предан. Закон один будет у вас для пришельца и для жителя страны, ибо Я – Бог, всесильный ваш». (Ваикра 24 Эмор; 19-22).
« А сынам Израиля скажи так, если человек умрёт, а сына у него нет, то отдайте его удел дочери его. А если у него нет дочери, то дайте удел братьям его. Если же нет братьев у отца его, то дайте удел его ближайшему родственнику из семейства его, чтобы наследовал его. И будет это сынам Израиля установленным законом, как Бог повелел Моше». (Бемидбар 27 Пинхас; 8-10).
«И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Говори сынам Израиля и скажи им: когда перейдёте вы через Иордан в страну Кнаан, то назначьте себе города; городами для убежища будут они у вас, и убегать будет туда убийца, убивший человека по ошибке. И будут у вас города эти убежищем от мстителя, дабы не погиб убийца прежде, чем предстанет перед обществом на суд <…>Для сынов Израиля и для пришельца, и для поселенца среди них будут эти шесть городов убежищем, чтобы мог убежать туда всякий, кто убил человека по ошибке. Если железным орудием ударил человек кого-либо, и тот умер, то он – убийца; смерти будет предан такой убийца. А если камнем в руке, которым можно убить, ударил он его, и тот умрёт, то он – убийца. А если деревянным орудием в руке, которым можно убить, ударил он его, и тот умрёт, то он – убийца, смерти будет предан такой убийца. Кровомститель сам может умертвить он его <…> Если же нечаянно без злого умысла, толкнул он его, или бросил в него какой-либо предмет без умысла или какой-нибудь камень, которым можно убить, не видя, бросил он в него, и тот умер, а он не враг ему и не желает ему зла, то рассудить должно общество между убившим и кровомстителем по этим законам <…> Всякий, кто убил человека, по показанию свидетелей убивают такого убийцу; один же свидетель не может давать показания против человека, чтобы осудили его на смерть. И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан. И не берите выкупа за убежавшего в города убежища своего, чтобы возвратиться ему на жительство в страну прежде, чем умрёт первосвященник. И не оскверняйте страну, в которой вы находитесь, ибо кровь оскверняет страну, и стране не искупиться от крови, которая в ней пролита, разве только кровью проливавшего её. И не оскверняйте страны, в которой вы живёте, в которой Я обитаю, ибо, Я, Бог, обитаю среди сынов Израиля». (Бемидбар 35 Масъэй ; 9-12, 15-24, 30-34).
Соответствующие подробные указания Единого Бога даны и в Откровении, ниспосланном арабам через Мухаммеда. Приведём для примера небольшой отрывок из Корана:
«92. И никогда уверившему (в Бога)
Не должно верного убить,
Разве что только по ошибке.
И для того, кто по ошибке верного убьёт –
Рабу, уверившему (в Бога), дать свободу,
И пеню уплатить семье того, кто умер,
Если он не пожелают
На милостыню обратить её.
А если же убитый – верующий в Бога,
Но из людей, что с вами во вражде,
То вам – дать верному рабу свободу.
А если он – из тех людей,
С которыми у вас союз,
То – пеня для его семьи, и верному рабу – свобода.
А кто (раба на выкуп) не найдёт,
Тому назначен пост – два месяца отряду.
Как покаяние перед Аллахом.
Поистине, Аллах Всезнающ, мудр!
93.Тому, кто верного умышленно убьёт,
Ад воздаянием предстанет,
Где пребывать ему навечно.
На нём – проклятие и гнев Аллаха,
И муки тяжкие назначены ему». (Сура 4).
Что касается Евангелия Иисуса Христа, то в нём нет, по вполне понятным причинам, подробных предписаний как вести себя человеку в ситуациях, связанных с преднамеренным или случайным убийством человека внутри сообщества единоверцев, поскольку Спаситель был послан «не нарушить законы», а «исполнить» ранее данные «сынам Израиля» законы. Выше мы уже приводили слова Мессии: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить».
Хорошо известно, что всякого и всяческого рода толкователи Торы бесконечно множили и безмерно усложняли религиозный этикет.
Изощрённая детализация обряда поклонения Всесильному достигла таких размеров, что стала затмевать саму суть ниспосланных Моисею заповедей и законов. И потому одна из задач, которую должен был решать Иисус состояла в том, чтобы очисть жизнь верующих в Единого Бога от закостенелости и удушающей мелочной регламентации всех сторон их бытия. Христос был послан снять с избранного Богом народа, по Его словам, «бремена неудобоносимые», «наложенные» на него «законниками».
Даже по такому чрезвычайно важному закону Торы, как соблюдение субботы, Иисус был вынужден воскликнуть:
«Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу». (Ин. 7:23).
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы». (Мк. 2:27).
«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение не Моё, но Пославшего Меня; Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём. Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить меня?». (Ин. 7:23-19).
Иисус пришёл «призвать не праведников, а грешников к покаянию», ибо « не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (Лк. 5: 32, 31).
И потому вполне понятно резкое осуждение Спасителя тех, кто, будучи призванным неукоснительно соблюдать и разъяснять законы Всесильного, сам нарушает их. Мессия показывает полную бездуховность тех, кто забывает «о суде и любви Божией», кто усугубляет свою греховность тем, что, проповедуя одно, а делая другое, совращает паству:
«… горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей, и не радите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них». (Лк. 11:42-46).
Ни одно из установлений Мессии не идёт вразрез с самим духом законов и заповедей, данных Господом Богом Моисею.
Напротив, Спаситель расширяет и углубляет сферу, а также значимость воздействия всего ранее ниспосланного Моисею на жизнедеятельность народа, который пошёл по пути несоблюдения законов Всесильного, по пути гибельному для своего существования, и который потому неминуемо должен был быть рассеян Всесильным по миру, как об этом неоднократно предостерегал свой народ Моисей. (Тора. Дварим 4 Ваэтханан; 27).
Вспомним вышеприведённый диалог Иисуса с «законнником»:
« …в законе, что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал, так и поступай, и будешь жить». (Лк.10:26-28).
И эту главную заповедь, данную в Торе, Иисус до конца «исполнил» в отношении Своих «братьев», пойдя на распятие собственной плоти. Это была попытка с помощью добровольно принятой «высшей меры» возродить в среде народа Своего, согласно Новому Завету, теряющего основу духовного существования, идею «наследования жизни вечной».
Вспомним резкость слов об израильтянах, которые, по мнению фарисеев, стали отходить от заповедей, установлений и законов Всесильного и которых поэтому ждало суровое наказание:
« Но этот народ невежда в законе, проклят он». (Ин. 8:49).
Данные слова фарисеев звучат как приговор вероотступникам из числа израильтян. Что значит проклятие для людей, верующих и на какие муки обречены «проклятые», известны всем. Это страшная кара не только при жизни, но и муки Ада после смерти.
А теперь давайте вчитаемся в слова Иисуса, обращённые к своим ученикам и последователям в так называемой Нагорной проповеди. Слова Мессии имеют принципиальное значение для затронутой нами темы. В них содержится не только напоминание заповедей, законов и установлений, ниспосланных Богом, которые Сыны Израиля должны были безоговорочно соблюдать во взаимоотношениях с братьями по вере, но также выражено отношение Спасителя к иноверцам- язычникам:
«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду: кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек) подлежит синедриону (Верховному судилищу); а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной.
Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта <…> Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: «око за око, а зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенно делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». (Мф. 5:21-26, 33-48).
Напомним, что все вышеприведённые слова Иисуса непосредственно относились к Его «братьям» и «ближним» из «колен сынов Израиля», т.е. к представителям собственного народа, а не к иноверцам-язычникам, которые во времена Мессии, не только со всех сторон окружали «сынов Израиля», но и волею судьбы властвовали над ними в лице римлян.
Спаситель потому и был Послан в мир Богом «сынов Израиля», что богоизбранный народ находился в тяжелейшем духовном кризисе, что «ближние» Иисуса, разделившись в себе, были на грани взаимоуничтожения.
Народ Моисея разлагался изнутри от непримиримой вражды и ненависти, которую питали друг к другу многочисленные религиозные секты, группы, «партии», начиная от саддукеев и кончая фарисеями. Внутренний разлад и распри были настолько велики, что «братьев» не могла объединить даже общая ненависть к римлянам-поработителям.
Потому Посланный Отцом Своим Небесным для спасения «избранного народа», Иисус с особой настойчивостью призывает «заблудших» к исполнению «главной заповеди» — любви к Господу своему и ближнему своему, увещевает не противляться злому. Наставляет быть похожими на Отца Небесного, который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Чтобы отбросить всякие сомнения в том, кого Иисус называл своими «братьями», приведём слова Спасителя, сказанные ученикам, когда Богоматерь и братья Иисуса просили сказать Ему, что они ждут Его, «стоя вне дома»:
«И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь». (Мк. 3:34,35).
Нельзя не сказать, что в Торе слово «брат» в значении «единоверец из колена Израилева», употребляется довольно часто. Так, в установлении Бога «сынам Израиля», из кого следует выбирать себе царя, сказано:
«… поставь над собою царя, которого Бог изберёт, всесильный твой: из среды братьев твоих поставь над собою царя, не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе». (Дварим 17 Шафтим:15)
Приведём и другое повеление Всесильного, данное в Торе, которое Иисус напомнил «братьям» Своим в вышеприведённых стихах Нагорной проповеди Евангелия, устанавливающее личную ответственность израильтянина перед Богом за каждого «сына народа своего»:
«Не питай в сердце твоём ненависти к брату твоему; увещевай ближнего своего, и не понесёшь за него греха. Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя». (Ваикра 19 Кдошим:17,18).
Нелишне заметить, что Всесильный в Торе, а следом Иисус в Евангелии, под словом «враг» понимает не только «идолопоклонников», но и недругов в самой среде израильтян. Напомним соответствующие строки из уже процитированного нами отрывка Торы:
« Если по вражде толкнёт человек кого-либо или бросит в него что-либо с умыслом; или злономеренно ударит он его рукой, тот умрёт, смерти будет предан ударивший, убийца он; кровомститель может умертвить такого убийцу, встретив его… Если же нечаянно без злого умысла, толкнул он его…, а он не враг ему…» ( Бемидбар 35 Масъэй:20-21).
Причём враг, кем бы он ни был (братом-израильтянином или идолопоклонником) должен быть убит — таково суровое и однозначное предписание Торы:
«И да не будет пролита кровь невинного в стране твоей, которую Бог, всесильный твой, даёт тебе в удел, и не будет на тебе крови. Но если будет человек врагом ближнему своему, и подстережёт его, и набросится на него, и убьет его, и убежит… не жалей его, искорени же в Израиле вину за кровь невинного, и будет тебе хорошо». (Тора. Бемидбар 35 Масъэй; 10-13).
Выступая с призывом непротивления злу и наставляя любить своих врагов, Иисус по существу пытался спасти потомков Якова-Израиля от изничтожающих их «забот», «тягот» и «распрей». Ибо Суд людей, право на которое установил для «сынов Израиля» Сам Всесильный, стал настолько неправедным, что «осуждённый» не выходил из темницы, пока не оставлял судьям всё «до последнего кодранта».
Таким образом, наставления Иисуса предназначены, прежде всего, сынам Израиля, а не язычникам, к которым Он, так же как, и другие иудеи, относился с известной долей презрения. Упрёк избранному Богом народу при сравнении его с язычниками и, соответственно, унижение праведного достоинства «богоизбранных» вполне очевидны, когда Иисус спрашивает их:
«И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?». (Мф. 5:47).
Резко отрицательное отношение Иисуса к язычникам хорошо видно на примере эпизода с язычницей -сирофиникиянкой, которая просила Христа изгнать беса из её дочери:
«27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям; ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». (Мк. 7:27).
Вспомним и то, как возмущённо воприняли в Иерусалиме израильтяне- последователи Учения Христа сообщение Апостола Петра о приобщении к Христовой вере в Иоппии и Кесарии язычников, и их утешительный для себя вывод:
« 16…видно и язычникам дал Бог покаяние и жизнь». (Деян. 11:18).
Но обратим особое внимание читателей на то, что Иисус не призывает к «истреблению идолопоклонников», как Всесильный призывал Моисея, запрещая селить язычников в среде «сынов Израиля», пока те не уверуют в Единого Бога. (Об этом более подробно будет сказано ниже).
Напротив, Спаситель, хотя и сравнивает язычников с псами, но за сказанные той же сирофиникиянкой слова: «…так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей», отвечает ей: «… за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери». (Мк. 7:28,29)
Более того, называя самарянина, ненавистного собратьям Его, «ближним», за доброту, за милость, проявленную к попавшему в беду иудею, и предлагая любить самарянина «как самого себя», Иисус тем самым разрывает замкнутый круг «богоизбранности» и становится Светочем для всех тех людей и народов, которые были готовы к принятию заповедей Единого Бога.
Ибо за прошедшее тысячелетие после дважды вручённых Моисею «двух каменных скрижалей» для избранного народа, по Божьему промыслу, значительно изменился окружающий израильтян мир.
Некоторые из народов уже «созрели» для принятия Евангелия Всевышнего. Именно поэтому Иисус после Воскресения Своего (не будем забывать, что только после Воскресения) напутствовал Учеников-Апостолов Своих словами:
« Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам во все дни до скончания века. Аминь!». (Мф. 28:19,20).
И потому так назидательно звучат слова Апостола Павла:
«Ибо Писание говорит: «всякий верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». (Рим. 10:11-13).
Что касается Корана, то в нём, так же, как и в Торе, убийство верного Единому Богу (т.е. мусульманина) категорически запрещено. Вспомним вышеприведённый стих Корана:
«92. И никогда уверившему (в Бога)
Не должно верного убить.
Разве что только по ошибке». (Сура 4).
Но в случае если мусульманин всё-таки взял грех на душу, совершил убийство, Всевышний предписывая, как и в Торе, отплатить жизнью за жизнь, тем не менее более милосерден к новообращённым. В чём проявляется милость Всевышнего и забота о сохранности жизни людей, верных Единому Богу, говорится в следующих стихах Корана:
«178. О вы, кто верует! Предписано вам право
За смерть (убитых близких) отплатить:
За жизнь свободного – свободный,
И раб – за жизнь раба,
И за жену – жена.
Но тот, кому собратом будет прощено,
Благодеянием разумным должен возместить.
Сие для вас – Господне облегчение и милость.
Того же, кто после этого дозволенный предел преступит,
Мучительная кара ждёт».
179. В Законе этом
Кроется сохранность вашей жизни –
О вы, кто обладает разумением!
Чтоб благочестие могли вы обрести». (Сура 2).
Таким образом, все три вероустава, данные Единым Богом, предполагают суровое наказание вероотступников, т.е. тех, кто, приняв истинную веру, вступил затем на путь нарушения Божьих заповедей и законов.
Какое отношение проповедуют Писания к иноверцам?
Что же касается отношения к людям, которые Писания считают обладающими греховными, нечестивыми воззрениями, то по этому вопросу Тора, Новый Завет и Коран по вполне понятным причинам существенно отличаются друг от друга.
Здесь принципиально важно не забывать следующее. Если Тора была предназначена Богом всего лишь для одного народа, избранного из многих, то Евангелие также для начала в силу Божьего завета с Авраамом, Яковом, Моисеем было предложено сынам Израиля и лишь затем в силу известных обстоятельств передано с помощью Апостолов-израильтян язычникам. Коран же изначально был ниспослан Всевышним язычникам.
Именно из среды арабов-язычников Богом был выбран потомок Авраама Мухаммед, которому было дано Откровение.
Из сказанного становится ясным — почему в Коране не Моисей (Муса), а именно Иисус (Иса сын Марйам) назван «знамением для всех миров». ( Коран. Сура 21, айят 91).
Становится также понятной причина, по которой Мухаммед назван глашатаем «Господних откровений для всех народов», « увещателем от зла» и «милостью для миров». (Коран. Сура 34, айяты 28, 107).
А как же иначе мог назвать Всевышний своих посланников-пророков, призванных нести свет праведности народам мира!
И, наконец, именно отсюда вытекает уважительность ислама к своим собратьям по вере, праведникам, исповедующим иудаизм и христианство:
«48. Мы Книгу в истине тебе послали
Для подтверждения того,
Что прежде из Писания пришло,
Для охранения его (от всяких искажений).
Суди же между ними по тому,
Что Бог тебе низвёл.
Не следуй их страстям,
Что в сторону от истины идут,
Когда она тебе уже предстала.
Мы каждому из вас предначертали
Устав (для жизни) и дорогу ( к свету).
И если бы желал Господь,
Он сделал бы вас всех одним народом
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(На верность в соблюдении того), что Он вам даровал.
Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого.
К Аллаху – возвращение вас всех
Тогда Он ясно вам покажет
Всё то, в чём расходились вы!» (Коран. Сура 5).
Мы специально не выделили ни одного слова 48 (айята) стиха 5 Суры поскольку особо значима для нашей темы каждая строка и каждая мысль, данная в ней.
Вчитаемся ещё раз в приведённый отрывок Корана с тем, чтобы полностью снять со Священной Книги, ниспосланной Всевышним, обвинения в экстремизме и воинственности к людям, для которых Единый Бог предусмотрел иной, чем для арабов, «устав (для жизни) и дорогу (к свету)»!
Нельзя особо не отметить, что даже к язычникам Коран значительно более терпим, чем две предыдущие Священные Книги.
Посредством пророка Мухаммеда Всевышний обращает внимание мусульман, что расплата за грех многобожия неминуема, но «расчёт» за этот грех находится в руках у Господа и более ни у кого:
«117. А тот, кто наравне с Аллахом
Другого бога призывает –
Нет у того на это основания и власти.
И лишь у Господа его расчёт
(за этот грех),-
Поистине, неверным благоденствия не знать». (Коран. Сура 23).
Кстати, даже один этот стих Корана, в котором говорится, что у того, кто наравне с Господом Богом (Аллахом) взывает (призывает) и к другим богам, «расчёт» будет производить сам Всевышний ( « И лишь у Господа его расчёт»), является весьма достойным ответом тем, кто измышляет небылицы о воинственности ислама по отношению к неверным.
Отсюда вполне понятно, почему Господь внушает Мухаммеду звать невежд — язычников «к добру и удаляться», не причиняя им вреда.
Ни о каком унижении, а тем более истреблении идолопоклонников в Коране речь не идёт. Чтобы ещё и ещё раз убедиться в этом, вчитаемся в нижеследующие строки Священной Книги:
«194. Поистине, все те, кого вы призываете помимо Бога,
Такие же рабы Ему, как вы.
Вы позовите их, пусть они ответят вам,
Коль вы (в своих словах) правдивы.
195.Неужто у них ноги есть, которыми ходить,
Иль руки есть, которыми хватать?
Иль есть у них глаза, чтоб видеть,
Иль уши есть, чтоб слышать ими?
Скажи: « Вы созовите ваших соучастников (Аллаху)
И (с ними) стройте козни мне,
(При этом) не давая мне отсрочки.
196.Аллах – защитник мне и покровитель,
Кто Книгу в истине низвёл
И простирает покровительство Своё на верных.
197. Но те, кого вы призываете помимо Бога,
Не могут помощь оказать ни вам
И ни самим себе не помогают».
198.И если вы на путь прямой зовёте их,
Они и слушать не желают.
199.Будь терпеливо-снисходителен к таким,
Зови к добру и удаляйся от невежд.
200.И если Сатана к дурному тебя клонит
(Видениями ум твой наваждая),
Ищи убежища у Бога –
Ведь слышит Он и ведает (о всём).
201. И те, кто истинно благочестив, —
Когда их Сатана видением дурным склоняет,
Они Господне имя призывают
И тут же прозревают вновь». (Сура 7).
Можно ли упрекать в экстремистских призывах вероустав, который считает, что за грех идолопоклонства наказание предстоит принять от самого Всевышнего, который требует быть «терпеливо —снисходительным» к тем, кто и слушать не желает о праведном пути, кто упорно, не отрекаясь от своего многобожия и поклонения идолам, отрицает существование Единого Бога?!
Можно ли назвать воинственным призыв искать «убежища у Бога», призывая на помощь имя Господне, когда « Сатана видением дурным склоняет»?
Теперь же для сравнения давайте приведём обещанные выше строки из предписаний Торы относительно «идолопоклонников»:
«Приносящий жертвы идолам да будет истреблён – только лишь Богу следует служить». (Шмот 22 Мишпатим:19).
Весьма интересны также напутственные слова Всесильного Моисею, сказанные Им после вывода «сынов Израиля» из Египетского рабства:
«Когда пойдёт ангел Мой перед тобою и приведут тебя к эмореям, и хеттам, и призеям, и кнаанеям, и хивеям, и йевусеям, и истреблю Я их, то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам тех, кто служит им, а разрушь их идолов, и сокруши камни, на которых приносят жертвы. И служите Богу, всесильному вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою, и устраню Я болезнь из среды твоей». (Тора. Шмот 23 Мишпатим:23-25).
Противоречий между рекомендацией Корана «быть терпеливо— снисходительным» к идолопоклонникам (неверным) и предписанием Торы «истреблять», приносящих жертвы идолам, нет и быть не может.
Читая приведённые строки из Торы, не следует забывать, что Господь в разные исторические времена и при разных условиях жизни созданных Им народов ниспосылал Свои заповеди, законы и установления.
Как уже говорилось, Божье Откровение снизошло на Мухаммеда почти через две тысячи лет, после того как Всесильный передал Свои установления Моисею и через более чем полтысячи лет Великой Миссии Иисуса.
Если семя Якова-Израиля было избрано в качестве носителя Божественных знаний, как народ, от которого должны были произойти многие другие народы, строго подчиняющиеся Божьим установлениям, то к моменту передачи Богом тех же заповедей и законов посредством Мухаммеда язычникам-арабам, значительное число землян ( и прежде всего из окружающих арабов народов), несли уже в себе свет знаний, распространённых Апостолами Иисуса Христа. Более того, к этому времени во многих странах христианство уже стало государственной религией.
Всё это было учтено в Коране, ниспосланном для арабов, а посредством арабов и другим язычникам, ментально готовых для принятия веры в Единого Бога.
Так почему же «идолопоклонники», согласно Торе, были обречены на уничтожение? Неужто Всесильный не мог ниспослать Свои установления «нечестивым» и направить их по истинному пути к спасению своих душ?
Вопрос этот не простой. Можно было бы, конечно, сослаться на Волю Всесильного, переданного Своему пророку Моисею и изложенную им в Торе, и ограничиться только этим. Ибо если верить в Бога «в простоте сердечной», то мыслимо ли подвергать сомнению, а тем более оспаривать Божий промысел!
Можно было бы также напомнить отношение Всесильного к «врагам» внутри самого избранного Им народа, отношение к нечестивцам, которые, преднамеренно нарушая Божьи заповеди, лишают жизни своих братьев по вере, и потому должны быть по установлению Всесильного уничтожены, и, сославшись на это, сказать, что подобного отношения заслуживают все неисправимые нарушители законов Создателя. Преступление должно быть наказуемо, а зло искоренено. И мы, кстати, были бы недалеки от истины. Но давайте вчитаемся в четыре нижеследующих отрывка из Торы:
«Когда приведёт тебя Бог, всесильный твой, в страну, в которую вступаешь, чтобы овладеть ею, то изгонит он многие народы перед тобой: хеттов, и гиргашеев, и эмореев, и кнаанеев, и призеев, и хивеев, и йевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя. И когда отдаст их тебе Бог, всесильный твой, и ты разгромишь их, то уничтожь их, не заключай с ними союза и не позволяй им жить у тебя. И не роднись с ними; дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего. Ибо отвратит это сына твоего от Меня, и они будут служить иным богам, и возгордится гнев Бога на вас, и уничтожит Он тебя скоро. Но вот так поступайте с ними: жертвенники их разбейте, и столбы их сокрушите, и священные деревья их срубите, и изваяния их сожгите огнём. Ибо народ святый ты у Бога, всесильного твоего: тебя избрал Бог, всесильный твой, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на лице земли». (Дварим 7 Ваэтханан; 1-6)).
Если в данном отрывке Господь повествует о том, что Ему предстоит сделать с племенами идолопоклонников, безнадёжно погрязшими в своей греховности и потому обречёнными на уничтожение, а затем предписывает народу Моисея разбить жертвенники, сокрушить столбы и сжечь изваяния божков бывших поселенцев. То во втором, в третьем и в четвёртом отрывках совершенно определённо Всесильный разъясняет «сынам Израиля» почему именно так, а не иначе поступает Бог, предостерегая тем самым избранный Им из многих народ от греха идолопоклонства:
«И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: « Говори сынам Израиля и скажи им: Я – Бог, всесильный ваш, По обычая страны Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям страны Кнаан, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте, чтобы ходить по ним: Я – Бог, всесильный ваш. Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живёт ими. Я — Бог». ( Тора. Ваикра 18 Ахарей;1-5).
«Когда истребит Бог, всесильный твой, народы, к которым ты идёшь, чтобы изгнать их от себя, и ты изгонишь их, и поселишься в стране их, остерегайся, чтобы не попал ты в ловушку, следуя им, после того, как уничтожены они будут перед тобой, и чтобы не обращался к богам их, говоря: как служат народы эти богам своим, так буду делать и я. Не делай так Богу, всесильному твоему, ибо всё, что мерзко для Бога, то, что ненавидит Он, делали они богам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих они сжигают на огне богам своим». (Тора. Дварим 12 Ръэ; 25-30).
Помимо «гнусностей» физиологического свойства (скотоложество, мужеложество, кровосмешение и пр.) Всесильный перечисляет и духовные «мерзости», совершаемые «идолопоклонниками», требуя от народа Своего:
«Когда придёшь ты в страну, которую Бог, всесильный твой, даёт тебе, не учись совершать мерзости, какие совершали народы те. Да не найдётся у тебя никого, кто проводил бы сына своего и дочь свою через огонь кудесника, волхва, гадателя, колдуна, и заклинателя, и вызывающего духов и знахаря, и вопрошающего мёртвых.ьИбо мерзость у Бога всякий, делающий это, и за мерзости эти Бог, всесильный твой, изгоняет их перед тобой». (Тора. Дварим 18 Шофтим 9-12).
Именно за все перечисленные мерзости Всесильный взыскал с язычников, отдавая их на полное уничтожение «сынами Израиля»:
« И осквернилась страна, и Я взыскал с неё за вину её, и исторгла страна, живущих в ней. Вы же соблюдайте установления Мои и законы Мои, и не делайте ничего из этих мерзостей, ни житель страны, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо все эти мерзости делали и люди этой страны, бывшие до вас, и осквернилась страна. И исторгнет страна вас, когда вы оскверните её, как исторгла она народ, бывший до вас.
Ибо всякий, кто сделает какую-нибудь из этих мерзостей, — души делающих это отторгнуты будут из среды народа их. Соблюдайте же предостережение Моё, чтобы не поступать по гнусным обычаям, которые совершались прежде вас, дабы вы не осквернялись ими: Я – Бог, всесильный ваш». ( Тора. Ваикра 18 Ахарей; 25-30).
Но спустя две тысячи лет после передачи сокровенных знаний избранному Им народу, Всевышний устами Мухаммеда уже другому народу, созревшему для принятия Великого Наставления, вещает (кстати, народу из того же семени Авраамова) следующее:
«111. Аллах, поистине, купил у верных
И души их и их добро.
(Платя) взамен им Райским Садом.
Они сражаются на промысле Господнем.
Разя врагов и сами сражены бывают,
Как обетовано по Истине Его
Через Закон, Евангелие и Коран (священный).
А кто в обетовании Своём вернее Бога?
Ликуйте же от выгодного торга,
Который с Ним вы заключили!
Сие – великая удача.
112.Кто, каясь, обращается (к Нему),
Кто служит, славит (Его святость),
(По свету) странствует (на промысле Его),
(Послушно) голову клонит,
Ниц простирается (в молитве),
И (именем Его) к добру зовёт,
Удерживает от дурного.
И (в чистоте) хранит Его пределы –
(Они и будут ликовать)
Ты сообщи благую весть сим верным:
(Их ждёт великая награда)». (Сура 9).
Мы преднамеренно привели здесь помимо 111стиха, а также и 112 стих 9 Суры Корана. Те, кто всё ещё сомневается, что под неверными в Коране понимаются прежде всего язычники- идолопоклонники, могут ещё раз перечитать данный стих, чтобы убедиться в том, что праведники, исповедующие иудаизм и христианство, не являются, согласно Корану, неверными Единому Богу.
Лишь вера в Единого Бога, деяния и помыслы каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу и, соответственно, сложившихся традиций обряда поклонения Всевышнему, являются мерилом его верности или неверности Господу.
Кстати, надо обязательно сказать, что полное истребление «идолопоклонников» предписано только для той страны, в которой Всесильный поселяет народ Моисея. Народам-язычникам дальних стран, непосредственно не соприкасающимся с «сынами Израиля», допускается сохранение жизни, но лишь в том случае, если они встретят завоевателей миром и будут платить им дань:
«Когда подступишь ты к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир. И будет, если он ответит тебе миром и отворит тебе, то пусть весь народ, который находится в нём, платит тебе дань и служит тебе. Если же он не сдастся тебе и будет вести с тобой войну, то осади его. И когда Бог, всесильный твой, отдаст его в руки твои, то перебей всех мужчин его остриём меча. Только женщин, и детей, и скот, и всё, что будет в городе, всю добычу его возьми себе, и пользуйся добычей врагов твоих, которых дал Бог, всесильный твой, тебе. Так поступай со всеми городами, весьма отдалёнными от тебя, которые не из городов этих народов. В городах же этих народов, которые Бог, Всесильный твой, даёт тебе в удел не оставляй в живых ни души». (Тора. Дварим 20 Шофтим; 10-16).
Таким образом, основой основ учения, данного и в Торе, и в Евангелии и в Коране, является признание Бога и только лишь Бога единственным и высшим Судиёй деяний и помыслов каждого конкретного человека, которому Он предоставил возможность с помощью Своих установлений обрести «жизнь праведную», и деяний всех народов.
Простым смертным дано лишь право с помощью избранных из своей среды «мудрых» людей, устранять возникающие «заботы», «тяготы» и «распри». Это и является одним из проявлений Божьей воли.
Не останавливаясь далее на этой чрезвычайно важной теме, лишь заметим, что никто из людей до сегодняшнего дня не смог без тяжких последствий для себя и своих потомков не подчиниться Божьим установлениям, законам и заповедям, данным Моисею свыше трёх тысяч лет тому назад.
Даже в стране с таким воинствующим атеизмом, как Советский Союз, идейной основой «Морального кодекса строителя коммунизма» были всё те же заповеди, начертанные Богом на скрижалях. Они были и остаются решающими условиями существования человечества и содержанием того явления, которое сегодня принято называть «общечеловеческими ценностями».
Надлежит не забывать слова Всесильного, заповедованные народам через Моисея, Иисуса, Мухаммеда: «Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живёт ими. Я – Бог»). (Тора. Ваикра 18 Ахарей).
Отсюда вытекает чрезвычайно важное для судеб современного мира обстоятельство — никому из людей, в каком бы он духовном чине и сане не находился, какое бы место не занимал в иерархии иудейских раввинов, христианских священников, исламских мулл и имамов не дано «говорить» или «пророчествовать» от имени Всевышнего, а тем более призывать к войне с людьми, уверовавшим в Единого Господа, но и с иным по Божьему установлению жизненным укладом и обрядом поклонения Всевышнему.
Кто имеет право вещать от имени
и по поручению Всевышнего?
Правом вещать от имени Бога обладали лишь пророки —посланники Всевышнего.
У всех прочих священнослужителей есть лишь право призывать верующих соблюдать заповеди и законы, ниспосланные Всевышним через своих пророков, а также всемерно способствовать духовному просвещению паствы. Силой созидательного Духа, заложенного в Священных Книгах, силой своей Веры и Разумения, исцелять заблудшие души, призывая паству к покаянию, любви и сотворению добрых дел.
Вот что говорится о великой миссии Моисея в Торе:
«И сказал Он: «Слушайте слова Мои: если и есть между вами пророк Бога, то Я в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним. Не так с рабом Моим Моше: во всём доме доверенный он. Из уст в уста говорю с ним, и явно, а не загадками, и образ Бога видит он. Как же не боитесь вы говорить против раба Моего Моше?». (Бемидбар 12 Бегаалотха; 6-8).
И потому сыны Израиля:
«По указанию Бога стояли и по указанию Бога двигались: предостережению Бога следовали по слову Бога через Моше». (Тора. Бемидбар 9 Бегаалотха; 23).
Иисус говорил от имени Отца Своего Небесного следующее:
«Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». (Ин. 6:38-40).
Обратим внимание, что и как по поводу пророков-посланников сказано в Коране:
«7. И взяли Мы завет с пророков;
С тебя, и с Нуха, с Ибрахима,
С Мусы, и с Исы, сына Марйам,
И взяли с них Завет суровый.
8. Чтоб мог спросить Он верных, про их верность
А для неверных Он мучительную
кару уготовил». (Коран. Сура 33).
Вполне естественно, что Всевышний призывает арабов к безоговорочному послушанию (заметим, не к поклонению) личности своего посланника — пророка Мухаммеда:
«24.О вы, кто верует!
Послушны будьте Богу и посланнику Его,
Когда он призывает вас к тому,
Что вас, поистине, животворит и направляет.
И знайте, что Господь всегда стоит
Меж (бренными страстями) человека
И (тайными порывами) его души,
И что вы будете все собраны к Нему.
25.И бойтесь мятежей и смут,
Что, (появившись), вовлекают
Не тех из вас, что нечестивы.
И знайте: в своих карах Бог суров». (Сура 8).
Кстати, миф о всепрощении в христианстве (а отсюда и безмятежно-ироничное: «не согрешишь — не покаешься»), который бытует среди неосведомлённой части последователей Иисуса, лишён всякого основания.
Вчитаемся в следующие строки Торы, а затем и Евангелия:
«Бог долготерпив и безмерна любовь Его, прощает Он грех и непокорность, очищает раскаявшегося, но не очищает нераскаявшегося припоминает вину отцов их детям, третьему и четвёртому поколению». ( Бемидбар 14 Шлах:18).
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождение ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: отец наш Авраам; ибо говорю вам, Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь; я крещу в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». (Мф. 3:7-12).
Каждому человеку неминуемо воздастся и в Судный день и воздаётся ежеминутно на земле не только по делам, но и по намерениям и мыслям его, которыми изничтожает он себя по воле Бога, сокращая сроки своего пребывания на земле. Поэтому только покаяние, которое означает не просто признание греховности тех или иных своих деяний и помыслов, но и осознанное коренное преобразование своего внутреннего мира, а, соответственно, изменение восприятия и отношения к миру окружающему, способно действительно направить жизнь человека в праведное русло. Это одно из принципиальных положений и Торы, и Евангелия, и Корана.
Причём во имя Господа («на пути Господнем») можно, как было сказано выше, бороться лишь с неверными Единому Богу (т.е. с язычниками-идолопоклонниками-многобожниками), но ни в коем случае не со своими братьями по вере, исповедующими Единого Бога, но имеющими по Божьей воле разные языки, разный цвет кожи, разные географические условия проживания и, соответственно, разнообразные обряды поклонения Всевышнему.
И потому совершенно не случайно Коран категорически запрещает людям, исповедующим ислам, первыми браться за оружие и быть «за Господне дело» инициаторами войны даже с неверными Единому Богу
(т.е. с язычниками):
«190.Сражайся за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой,
Дозволенного грань не преступай.
Господь не любит тех, кто преступает.
191.Громи врагов в том месте,
где настигнешь их,
И изгони с земли, откуда ты был изгнан,-
Ведь гнёт и смута хуже смерти.
Но не борись у стен Святой Мечети,
Пока твой враг не трогает тебя.
Но если он начнёт с тобой борьбу
на этом месте,
Убей его – таким должно быть воздаяние неверным.
192. Но если враг твой прекратит борьбу –
Всемилостив наш Бог и Всепрощающ!
193. Борьбу ведите с ними до того мгновенья
Пока не будет смут и угнетенья
И правосудье воцарит и вера в Бога;
Когда же враг ваш прекратит борьбу,
Оружие сложите и гоните тех,
Кто продолжает вызывать смятенье».
(Сура 2).
Если выхватить строку: «Убей его — таким должно быть воздаяние неверным», из общего контекста и объявить несведущим, религиозно неграмотным людям, что «неверными» Богу являются иудеи и христиане, то можно, конечно, сделать этот призыв Корана лозунгом для внесения «смут и раздоров» во имя сатанинской власти «золотого тельца».
А затем с этой же целью объявить нечистыми духу ислама суннитов, противопоставив их шиитам, а следом за чистоту христианской веры столкнуть протестантов с католиками, а тех и других с православными, обвинив всех прочих в ереси и предав анафеме.
Именно этим во все времена существования человечества занимались и занимаются те, кто в сатанинском угаре в борьбе за «мизерную цену благ земных» сталкивает между собой народы. Им безразлично, по какому признаку вбивать клин между людьми: будь то цвет кожи или разрез глаз, язык или обряд поклонения Богу.
Лишь к некоторым искренне заблудшим из них приложимы слова Иисуса Христа:
«И что ты смотришь на сучёк в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай я выну сучёк из глаза твоего»; а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего». (Мф. 7: 3-5).
Но к великому сожалению, есть личности, которые способны существовать только на «розни» и «распрях», которые сами и стимулируют. Неправда, что они не имеют национальности.
У всех этих «личностей» одна национальность и совпадающая с ней вера – сатанинская.
Ясно, что именно «личности» сатанинской национальности и вероисповедания раздувают миф о религиозном экстремизме ислама.
Как тут не вспомнить известные строки Корана, относящиеся к тем, кто выхватывает одни и «утаивает из Господней книги» другие откровенья за «мизерную цену (преходящих благ) »:
«174. Те, кто утаивает из Господней книги
Некоторые откровенья
За мизерную цену (преходящих благ),
Лишь Огнь будут пожирать;
В День Воскресения Господь их не очистит
И слова к ним не обратит, —
Суровой будет их расплата.
175.Они – все те, кто заблужденье приобрёл
Ценою праведной стези,
А наказание – ценой Господнего прощенья.
О как же они дерзки и терпимы к этому Огню». (Сура 2).
Правда же, которую несёт в себе Коран в том, что Всевышний призывает быть предусмотрительными даже с теми из неверных, которые встречают людей вне зависимости от их веры миром, причём, не требуя с них ни дани, ни выкупа за их «неверность».
Правда, которая ниспослана в Коране, заключена в недопустимости принуждения к вере в Единого Бога:
«99. И если б твой Господь желал того,
То все до одного, что на земле,
Уверовали бы в Бога,
Так, неужели ты (о, Мухаммед!)
Способен вынудить людей
Принять Господню веру». (Сура 10).
Всевышний, напоминает арабам-мусульманам: «Вы раньше были таковы, пока вас не помиловал Господь», тем самым, не только проявляет милосердие к язычникам, но и предоставляет возможность тем, кто обладает миролюбием, встать на праведный путь своего существования:
«94.О вы, кто верует
Коль по пути Господнему отправитесь вы в поход,
Предусмотрительно себя ведите, —
Тому, кто с миром встретит вас в пути
Не говорите: «Ты – неверный», желая завладеть
Случайным (благом) ближней жизни, —
У Бога – изобилие добра (для вас) и благ.
Вы раньше были таковы,
Пока вас не помиловал Господь.
А потому предусмотрительными будьте,
Известны Господу деянья ваши». (Сура 4).
Как тут не вспомнить слова Иисуса из той же Нагорной проповеди:
« Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». (Мф. 5:7-9).
«Добро и зло не могут быть равны»!
Вчитаемся в нижеследующие строки, которыми мы завершаем наш ответ и тем, кто возводит небылицы, приписывая экстремизм и воинственность одной из трёх Священных Посланий, данных Единым Богом, и тем, кто под лозунгами «чистоты ислама» пытается решить свои очень далёкие от праведности деяния:
«34. Добро и зло не могут быть равны,
Так оттолкни же зло добром,
И тот, кто ненависть к тебе питает,
В родного друга обратиться.
35.И не даровано сей чести никому,
Помимо тех, кто с отрешением терпел.
И не даровано сей чести никому,
Помимо обладателей великой доли.
36. И если Сатана ко злу тебя склоняет,
Ищи спасения у Бога.
Ведь Он один Всеведущ и Всесущ!». (Сура 41).
Таким образом, всякие разговоры о якобы особой воинственности ислама никаких оснований под собой не имеют и являются лишь или преднамеренной ложью, или вымыслом абсолютно бездуховных и совершенно не знающих не только Коран, но Тору и Евангелие людей.
Оганесян С.С.
В работе использованы:
1) Тора. Под общей редакцией проф. Г. Бранновера. Редактор русского перевода П. Гиль. «Шамир». Иерусалим *5753*, 1993. Москва «Арт-Бизнес-Центр»;
2) Библия. (Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические). Издание Миссионерского общества. «Новая жизнь – Советский Союз», 1991 г.;
3) Коран. Перевод смыслов и комментарии В.Пороховой. Главный редактор д-р Мухаммад Саид Аль Роша,1997 г.
Популярное просветительское издание
С.АЙРИ
Миф о религиозном экстремизме Корана.
Тора, Евангелие и Коран о вероотступниках и иноверцах.
Работа издана в авторской редакции
Изд.лиц.ЛР№064429 от 01.02.96г.
Издательство «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований
Сдано в набор 22.12.2000подписано в печать 16.01.2001
Формат 60 х 84/32.Бумага офсетная .гарнитура «Таймс».
Усл.печ,л.2,5.тираж 1500 экз. Заказ №1472
Отпечатано в ГУП «Типография комитета РФ по торговле»
ВСЕ ПРАВА НА ИЗДАНИЕ , включая допечатки тиража , любое репродуцирование и хранение в памяти ЗВМ сохраняются за автором .
Здравствуйте! Ваша цитата из текста: «Таким образом, всякие разговоры о якобы особой воинственности ислама никаких оснований под собой не имеют и являются лишь или преднамеренной ложью, или вымыслом абсолютно бездуховных и совершенно не знающих не только Коран, но Тору и Евангелие людей.»
А теперь вопрос автору статьи: Саудовская Аравия является родиной Ислама. Все мусульмане твердят, что ислам это самая мирная религия на земле, но от чего то на Родине самой мирной религии на земле враждебное отношение к христианам и др. религиям. В Саудовской Аравии запрещено стоить православные храмы, запрещена любая атрибутика связанная с христианской религией. Людям другой религии запрещено молиться. Мусульманам запрещено переходить в другую веру под страхом наказания. Туристам приезжающим в Арабские эмираты, Турцию или другую исламскую страну гиды предупреждают чтобы за пределы курортной зоны не выходили. Разве это можно назвать толерантностью? Разве это мирная религия? В Коране чётко написано Евангелие это истинное послание Бога. В Саудовской Аравии изучают какой то другой Коран?
Здравствуйте. Извините, за поздний ответ!
Во-первых. Саудовская Аравия, согласно Корану, не является родиной ислама. Ислам в переводе с арабского — вера в Единого Бога- Создателя Вселенной и всего, что в ней. Первыми исламистами, согласно тому же Корану, являются Авраам, Исаак, Яков-Израиль и все колена его двенадцати сыновей, а затем Моисей, все пророки из среды сынов Израиля, и Иисус Христос.
Мухаммед постоянно подчеркивает, что он «не носитель новоявленного слова», что он один в череде пророков Единого Бога, который послан со специальной миссией к арабам- потомкам Авраама от его сына Исмаила, что Коран ниспослан, прежде всего, арабам, а затем тем, «кого он достигнет». Но ни в коем случае Коран не предназначен для иудеев и христиан, поскольку им от Бога посланы свои специальные Послания: Тора и Новый Завет…
Магометанство же, действительно, сформировалось на территориях Медины и Мекки, которые сегодня расположены в Саудовской Аравии…
Во-вторых, было бы очень странным, если бы Коран специально ниспосланный для арабов, проповедовал им поклоняться Богу по «вероуставам Торы или Нового Завета, поскольку именно через Коран ниспослан «свод законов» (шариат), который наиболее полно учитывает все ментальные особенности арабов-язычников, которые созрели в своем историческом развитии для перехода в единобожие, как неминуемой стадии цивилизационного развития людей…
(См. статью » К вопросу о ментальных цивилизациях в истории развития человечества», которую также можно найти на сайте «Интеллект и духовность»)…
В-третьих, практически во всех магометанских странах наряду с мечетями стоят бок о бок с ними и христианские церкви и иудейские синагоги…
Исключением является Саудовская Аравия. Но и в государстве Ватикан, куда съезжаются католики всех стран мира, вы не найдете не только мечети, но и даже православные церкви (прошу не путать с Римом и с Италией).
И до сегодняшнего дня ни папа Римский ни наш Патриарх, читая одну и ту же Библию, взывая к одному и тому же Богу, совершенно по- разному трактуют ее содержание и мировоззренческие основы, не говоря об обрядовой стороне дела…
В-четвертых, в том, что люди одной и той же конфессии «делятся» на секты, Коран (именно Коран, а не люди исповедующие его «вероустав») не усматривает ничего катастрофического.
Напротив, Бог в Коране говорил Мухаммеду, чтобы он «не озадачивался тем, что люди делятся на секты», ибо возвращенье всех людей после их земной жизни к Нему и Он сам разберется, кто виноват (грешен) в своих религиозных воззрениях, а кто -нет.
В-пятых, не будем путать сами Священные Писания (Тору, Новый Завет и Коран) с тем их толкованием и пониманием, которые свойственны людям в силу их ментальной природы…
В-шестых, нужно ли напоминать все те убийства, грабежи, насилия и другие мерзости, которые совершали через семьсот лет после принятия Римом христианства крестоносцы, водимые своими духовными наставниками — апологетами христианства…
А ведь все во имя веры и ради веры в Единого Бога. Иными словами «ничего личного»…
Посмотрите, что сегодня «творят» православные «щирые» на незалежной Украине, как они относятся к своим православным братьям, но «поганцам» москалям-кацапам…
И причем тут вера, скажите Вы, и будете совершенно правы.
Действительно, причем тут вера, а, тем более, вера в Христа-Спасителя?
Политика! Конечно же, политика! Но не будем забывать известную фразу известнейшего мыслителя-экономиста: «Политика-это квинтэссенция экономики»!
Не будем и здесь путать ментальный цивилизационный уровень арабов с цивилизационным уровнем испанцев, или, например, «китайцев-язычников», жизнедеятельность которых сегодня представляет экологическую катастрофу не только для своих сограждан, но и всего мира, с цивилизационным ментальным уровнем голландцев или норвежцев, а тех и других с нашими бурятами и «москвичами»…
В седьмых, сегодня ряд магометанских стран стоят на пороге перехода от одной цивилизационной ментальности к другой со всеми вытекающими отсюда последствиями для их жизнедеятельности.
Ломаются стереотипы, которые господствовали веками…
К примеру, во вполне до недавнего времени благополучной, с точки зрения материальной, Ливии.
Там война между старой и новой ментальностью в самом начале своего, ох, какого трудного и жестокого пути…
На наших глазах на этот путь встали и многие другие арабские страны…
Не будем забывать и то, что нас (людей) на планете уже свыше семи миллиардов и для всех нас земля единая кормилица и единый дом.
И чем больше будет нас на земле, тем более интенсивно будут стираться границы между государствами со всеми вытекающими отсюда проблемами притирки ментальности разных этносов и народов…
На наших глазах формируется человек-планетарный и понятие Родины у него отнюдь не такое, какое было у его не только далеких, но и близких предков.
Посмотрите на мощнейшие миграционные процессы, интеграцию экономик и ее взаимозависимость..
Поэтому надо относиться к этим процессам не только спокойно, не только с пониманием, не подливая масла в огонь, но и с разумным противодействием всякого рода религиозному фанатизму, экстремизму и терроризму. Именно этим зловонным проявлениям должна быть противопоставлена разумная идеология, политика и сила ЗАКОНА…
Закону силы нет альтернативы кроме силы закона…
Кстати, сегодня в переходном периоде от ментальности единобожия к ментальности научного самоуправления находятся и Украина, и Россия, и многие другие постсоветские республики, которые и ментальность единобожия-то толком не усвоили, и поэтому в годы советской власти по своей ментальности были отброшены на уровень язычества, т.е. на исключительные запросы исключительно своей плоти…
Что это значит Вам могут объяснить люди, подобные Ходорковскому, которые вынуждены были на своей, что называется, шкуре почувствовать все прелести перехода от язычества к научному самоуправлению…
А от язычества к научному самоуправлению — тяжелейшей путь с тяжелейшей ментальной ношей…
Если в насквозь коррумпированной Украине проблемы мы имеем уже сегодня, то нетрудно предугадать, что начнется в России завтра, если она не учтет опыт «своих братьев по духу»…
Но кто же учится на чужих ошибках?!
Еще раз рекомендуем обратиться к публикациям на нашем сайте «Интеллект и духовность»…
С искренним уважением Ваш С.С.