ГУМАНИТАРИЙ
Москва
2001
УДК 291
ББК86.2
А17
Абу Саят(псевдоним Оганесян СС )
А17 Можно ли считать иудеев и христиан мусульманами?
.М.: Издательство «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований , 2001 .- 20 с.
На основании анализа текстов Священных Писаний показывается единство духовных заповедей и законов , ниспосланных от Единого Бога иудеям , христианам и магометанам ( мусульманам ).Адресовано всем , кто интересуется вопросами религии , философии , культурологи, кто в поисках духовных ценностей хочет встать на путь истины .
ББК86.2
ISBN:5-89221-031-6 Академия гуманитарных исследований , 2001
У одних этот вопрос вызовет недоумение. У других протест и возмущение. У третьих — заинтересованное внимание. Хотя вопрос этот, если в нём разобраться с точки зрения исконного значения самих слов «иудей», «христианин» и «мусульманин», абсолютно прозрачен и прост. Особенно если широко распространённое ныне слово «мусульманин» заменить на более употребительное в недавнем прошлом «магометанин» и вспомнить изначальное значение слова мусульманин, данное в Коране.
Давайте с опорой не только на Коран, но на Тору и Евангелие попытаемся ответить на поставленный в заглавии вопрос. Поскольку слово «мусульманин«, так же, как и «ислам«, арабского происхождения, начнем с Корана.
Итак, кого называют мусульманами? Если Вы скажете только и только последователей пророка Мухаммеда, то это будет не совсем верно. Почему?
Послушайте, кого называет мусульманами сам Всевышний устами пророка Мухаммеда в великом Откровении, называемом Кораном:
«130.Кто верой Ибрахима может пренебречь,
Помимо тех, чьи души одолело безрассудство?
Его Мы в ближней жизни предпочли,
И в будущей — средь праведных (удел
ему назначен).
131.И вспомните: когда Господь ему сказал:
«Предайся мне!»
И он сказал: » Я предаюсь Владыке мира!»
132. И Ибрахим своим сынам сие в завет поставил,
А также и Йакуб:
«Сыны мои! Для вас Бог выбрал веру,
И не умрите вы никак иначе,
Как мусульманами (в душе и в деле).
133. И вы свидетелями были,
Когда Йакубу смерть предстала,
Тогда он сыновьям сказал:
«Что будете вы чтить, когда умру я?»
Они ответили: «Мы Богу твоему
И Господу отцов твоих
Ибрахима, Исмаила и Исхака,
Будем поклоняться —
Единому Владыке!
И предадимся лишь Ему». ( Коран. Сура 2 ) .
Таким образом, по Божьему Откровению, данному в Коране, мусульмане — это люди, поклоняющиеся Единому Владыке, которому в разное время предались Авраам
(Аврам, Абрам, Ибрагим), Исаак (Исхак, Ицхак), Яков (Йакуб), и, наконец, Моисей (Муса, Моше, Мовсес ), Иисус (Иса) и Мухаммед (Магомет, Мухаммад).
Напомним те строки из Великой Торы, где сказано о заключении союза Бога с Авраамом и с другими пророками из «сынов Израиля», о которых говорится и в Священном Коране и в другом Священном Писании– Торе:
«Вот слова союза, который Бог повелел Моше заключить с сынами Израиля в стране Моав, кроме союза, который он заключил с ними у Хорева… / Дварим 28 Таво, 69/ <…>
Вы стоите сегодня все перед Богом, всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле <…> чтобы вступить тебе в союз с Богом, всесильным твоим, и принять строгое заклятие Его, которое Бог, всесильный заключает с тобой сегодня, чтобы сделать тебя сегодня народом Себе, а Он будет тебе всесильным, как обещал Он тебе и как поклялся Он отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, и не с вами одними Я заключаю союз этот и строгое заклятие это, но и с теми, кто здесь с нами стоит сегодня пред Богом, всесильным нашим, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня « (Дварим 29 Ницавим, 9,11,12).
На этих же пророков, как на истинных проповедников Слова и Закона Божьего, указывает и Иисус:
«Моисей… назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Якова«. (Лк. 20:37).
«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. (Лк. 24:44,45).
Теперь мы вправе задать вопрос, разве не являются все те, кто «выбрал веру Авраама», кто поклоняется Единому Богу, кто признаёт пророков, избранных Всевышним для вещания своих заветов — мусульманами?! Разве не является, говоря по-арабски, мусульманином сам Иисус Христос (Иса), если Он является верным, в том числе и по Корану, приверженцем веры Авраама, ведь к нему в первую очередь, как величайшему пророку-посланнику Единого Бога, относятся слова Авраама и Якова, приводимые в Коране: «Сыны мои! Для вас Бог выбрал веру, И не умрете вы никак иначе, Как мусульманами (в душе и в деле)». (Коран. Сура 2, айят 132).
Таким образом, если арабское слово «мусульманин» означает «верный заветам Бога Авраама», то, как иначе назвать на арабском языке верных последователей Иисуса Христа и всех предшествовавших ему пророков, если не мусульманами?
Другое дело, что слово «мусульманин» некоторые народы, заимствовав из арабского языка, стали употреблять как синоним слову «магометанин», т.е. стали употреблять для обозначения последователя вероучения, данного Всевышним пророку Мухаммеду (Магомету), в отличие от последователей Учения Иисуса Христа.
Здесь вполне уместно напомнить следующие строки Священного Корана о равенстве перед Богом всех наделённых даром пророчества посланников Всевышнего:
«150. Те, кто в Аллаха и его посланников не верит,
Желая отделить Аллаха от Его пророков,
И говорят: «Мы веруем в одних, в других не верим,
Пытаясь среднего пути держаться,
151.Они – неверные по сути!
Мы уготовили неверным
Унизительные кары». ( Коран. Сура 4).
Таким образом, ни иудеев, ни христиан, верующих в то, что и Мухаммед является одним из пророков Всевышнего, никак нельзя отнести, в соответствии с заветами, данными в Великом Коране, к неверным.
Вы можете вполне обоснованно спросить, если вначале иудеи, затем христиане, а следом магометане стали поклоняться Единому для всех Богу, если они не чтят иных Богов, кроме Всевышнего, называемого по-разному на разных языках (по-арабски — Аллах, по-русски — Бог, по-итальянски — Дио, по-испански – Диос, по-немецки – Готт), то почему у них разные обряды поклонения Господу?
На этот вопрос нам приходилось отвечать строками и из двух Великих Книг – Корана и Евангелия. Здесь же мы ответим вопросом на вопрос — а разве Всевышний не дал каждому народу свой язык, не расселил в разных природно-климатических условиях, обеспечил их своеобразным пропитанием и одеждой? Разве Господь не наделил народы разными традициями быта и досуга, неповторимыми песнями и танцами?
Действительно, как может эскимос, не видевший никогда и ничего кроме снегов, льдов и их обитателей (и потому, кстати, имеющий в своем языке семнадцать названий того, что в других языках называется одним словом – снег), есть, пить, одеваться и совершать безоговорочно все предписания, данные Всевышним арабу Мухаммеду, для народа, проживающего в знойных песках.
Еще раз напомним для позабывших слова Священного Корана:
«118. И если б Твой Господь желал,
То Он бы сделал всех людей одним народом, —
Они же не прекращают разногласий,
119. Помимо тех,
Кому явил Господь твой Свою Милость:
На этом Он их сотворил
И этим слово Бога твоего свершится:
«Я Ад людьми и джинами наполню».
( Коран. Сура 12).
И потому совершенно не случайно, что к разноплеменным и разноязыким людям Господь избирал и посылал пророков из среды самого народа, и делал Всевышний это, как свидетельствует Коран, не только для передачи Своих заветов, но и для того, чтобы пророки-посланники «свидетельствовали» за свои народы в Судный День:
«89. Настанет День, когда из каждого народа,
Мы против них свидетеля (их дел) поставим,
А против этих (арабов)
Тебя свидетелем, (О, Мухаммед!) Мы приведём.
Мы ниспослали тебе Книгу для разъяснения всего,
Как руководство, благовестие и милость
Для мусульман, (предавшихся Господней воле)».
( Сура 16 ).
Об этом же говорил Иисус «сынам Израиля», ставя им в упрёк их неверие:
«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо, если бы верили Моисею, то поверили ли и мне, потому что он писал о Мне. Если же вы его писаниям не верите – как поверите моим словам?» (Ин. 5:44-47).
Назначая каждому народу «свои обряды поклоненья», Господь вразумлял через Коран:
«74. Потом после него посланников Мы слали,
(И каждого из них —) к его народу.
Они несли им ясные знамения (от Нас).
Они же не уверовали в то,
Что наперёд считали ложным,
Так запечатываем сердце Мы таких,
Кто преступает все пределы» (Сура 10).
Широко известно, что во многих так называемых «научных» трудах и в энциклопедиях сказано, что Ислам является особой религией, которая возникла под сильным влиянием Иудаизма и Христианства. Это абсолютно неверно. Неверно не только потому, что сам пророк Мухаммед воспринимал себя избранным для «свидетельства» перед Единым Богом Авраама за свой народ, т.е. за арабов. Неверно и потому, что мы сегодня реально видим, что Господь, дав Откровение Аврааму и всем последующим за ним пророкам-посланникам, повел за ними миллиарды людей земли, сообщая при этом через пророка Мухаммеда:
«67. Установили Мы для каждого народа
Свои обряды поклоненья,
Что надлежит им выполнять.
И пусть по этому вопросу
С тобою в споры не вступают…». ( Коран. Сура 22 ) .
Разумеется, не каждому дано услышать и понять заветы Всевышнего, и потому и Евангелие и Коран предостерегают верных и предупреждают блуждающих в неверии:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф. 7:15-27).
«39. О мой народ! Ведь жизнь в этом мире-
Услада краткая земного бытия,
Другая же – для пребывания навечно.
40.Тому, кто делает добро и верит в Бога
Будь то мужчина иль жена,
Тот в Рай войдёт
И наделён там будет всем без счёта». (Коран. Сура 40).
Вызывает ли теперь сомнение, что Иудаизм, Христианство и Магометанство — это единая религия Единого Бога, но данная в разное время разным народам с учётом «жизненного уклада» каждого из них, и что никто не имеет ни малейшего права, если он, действительно, является верным установлениям и заветам Бога, осуждать или с высокомерием относиться к обрядам поклонения Единому для всех Господу.
Если всё-таки у кого- либо осталась хоть тень сомнения, то вспомним, что, отвечая иудеям, Иисус сказал:
«Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я сам от Себя говорю». (Ин. 7:16, 17).
И Мухаммеду через Коран Господь поручил сказать арабам:
«144. И Мухаммед – не больше, чем посланник,
Ему предшествовали многие другие,
И если он умрёт или погублен будет,
Ужель вы обратитесь вспять?
Отступники ни в чём не повредят Аллаху,
Но благодарным же сполна воздаст Аллах».
(Сура 3)
Итак, ниспосланная Всевышним Божественная религия, будучи Единой, имеет, однако, вполне естественное разнообразие в обрядах поклонения Господу. Верных сторонников и последователей этой Божественной религии арабы называют мусульманами, а, например, русские — православными.
И потому совершенно не случайно, что даже те разные народы, которые относят себя к последователям учения Бога, переданному через Иисуса Христа, имеют весьма разнообразные обряды поклонения Господу, начиная от католицизма и кончая православием и протестантизмом, так же, как, впрочем, и магометане.
Даже немногочисленная общность людей, называющая себя иудеями (в силу совершенно понятных обстоятельств, связанных с тысячелетиями рассеяния) придерживается не во всём схожих между собой обрядов поклонения Единому Богу.
Так, в чем же едины, вне зависимости от условий жизни, языка, цвета кожи и принадлежности к разным народам все те, кто следует вере Авраама в Единого Бога? Они едины в тех установлениях, законах, и заповедях, которые были ниспосланы им в Божьих Откровениях и которые основываются на Законе беспредельной любви к Единому Богу, всесильному, всемилостивому и милосердному, на любви к ближнему своему, на законах Добра, Благочестия и Созидания, основываются на Законе неотвратимости Судного Дня и Жизни вечной для праведников, на Законе покаяния и очищения.
О незыблемости заповедей и законов, данных Богом Авраама, Иисус говорил так:
«Закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благоветствуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт» (Лк. 16:16,17).
И в Священном Коране Господь напоминает об этом же:
«73. … Кто ложью счёл знаменья Наши,
Смотри, каков конец был тех,
Кому было дано предупрежденье,
(А он не внял ему)» (Сура 10).
Более того, Всевышний всем тем, кто верен Его Заповедям (на арабском — мусульманам) ниспосылает следующий завет:
«28. Живи душой в согласии и мире с теми, —
Кто на восходе (дня) и на закате солнца
Взывает к Господу в молитве,
Ища Его благодаренье.
От них глаза не отводи,
Желая блеска ближней жизни;
И не иди на поводу у тех,
Сердца которых Мы забвению предали
К воспоминанию о Нас,
И чьи дела идут вразрез с другими». (Коран. Сура 18).
Можно ли добавить что-либо к завету, ниспосланному Всевышним ко всем своим верным последователям — и иудеям, и христианам, и магометанам – жить в мире с теми, «кто на восходе (дня) и на закате солнца взывает к Господу в молитве, ища Его благодаренья».
Теперь, пусть каждый из нас ответит себе – одного ли Духовного корня люди, поклоняющиеся Единому Богу, в разное время и разным народам ниспосылавшему Своих пророков-посланников? И пусть каждый из нас задумается над тем, кто повелевает теми, которые пытаются внести раскол, раздоры, распри и противостояние в Ниспосланное Господом Духовное Единство.
В работе использованы:
Тора. Под общей редакцией профессора Г.Бранновера. Редактор русского перевода П. Гиль. «Шамирам». Иерусалим 5753, 1993. Москва. «Арт-Бизнес-Центр»;
Библия. (Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические). Издание Миссионерского общества. «Новая жизнь — Советский Союз», 1991 г.;
Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. Главный редактор доктор Мухаммед Саид Аль Роша,1997 г.
Популярное просветительское издание
Абу Саят
Можно ли считать иудеев и христиан мусульманами?
Работа издана в авторской редакции
Изд.лиц.ЛР№064429 от 01.02.96г.
Издательство «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований
Сдано в набор 22.12.2000подписано в печать 16.01.2001
Формат 60 х 84/32.Бумага офсетная .гарнитура «Таймс».
Усл.печ,л.1.тираж 1500 экз. Заказ №1449
Отпечатано в ГУП «Типография комитета РФ по торговле»
ВСЕ ПРАВА НА ИЗДАНИЕ , включая допечатки тиража , любое репродуцирование и хранение в памяти ЭВМ сохраняются за автором .